Оценка рисков
Любая производственная деятельность порождает определенные опасности и риски для работников. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников в процессе их трудовой деятельности, в том числе посредством создания и функционирования системы управления охраной труда в организации. Основополагающим моментом обеспечения безопасности труда является риск-ориентированный подход: разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда в зависимости от конкретных профессиональных рисков в организации.
Состав комиссии по оценке рисков определяется самой организацией в зависимости от ее численности и специфики деятельности, но в него целесообразно включать представителей высшего руководства (например, главного инженера, главного энергетика), руководителей структурных подразделений, в которых проводится оценка рисков, специалистов по производству, специалиста или службу по охране труда, представителя трудового коллектива.
Оценка рисков не является самоцелью, а служит лишь определенным этапом в принятии решения по управлению рисками. Ключевой момент оценки рисков - это то, что она должна использоваться в качестве превентивной, а не ответной меры.
Этапы оценки профессиональных рисков
- Идентификация опасностей:
- Идентификация опасностей - это процесс выявления на каждом рабочем месте опасностей (в том числе, их комбинаций), при которых может быть нанесен ущерб жизни и здоровью работника.
- Анализ рисков
- Анализ рисков - это процесс определения уровня риска, его допустимости и необходимости принятия мер безопасности.
- Повторный анализ рисков для проверки достижения допустимости уровня рисков
- Суть данного этапа заключается в том, что организация стремиться к достижению уровня риска, который она сможет считать допустимым, когда все возможные меры будут исчерпаны.